Шахматният треньор

Шахматният треньор

Мнениеот Masha » Чет Яну 05, 2012 6:08 pm

Кой е най-симпатичният треньор в ЦСКА?
Masha
 
Мнения: 706
Регистриран на: Чет Дек 15, 2011 2:37 pm

Re: Шахматният треньор

Мнениеот niki_kolev » Чет Яну 05, 2012 11:38 pm

Зависи на кого е симпатичен. На майките на учениците е най-симпатичен Иво Тончев. На треньорския екип е най-симпатичен Илиян Попов. Аз лесно общувам с деца. На децата вероятно им е най-симпатичен собственият им треньор.
niki_kolev
 
Мнения: 64
Регистриран на: Пон Дек 05, 2011 8:58 am

Re: Шахматният треньор

Мнениеот Masha » Сря Май 09, 2012 3:21 pm

Шахматните треньори в ЦСКА изглежда са доста свенливи. Това не е в интерес на работата. Един треньор трябва да действа като г-н Младенов за да има успехи и той, и клубът.
Masha
 
Мнения: 706
Регистриран на: Чет Дек 15, 2011 2:37 pm

Re: Шахматният треньор

Мнениеот niki_kolev » Съб Май 12, 2012 6:00 pm

Кой е г-н Младенов?
niki_kolev
 
Мнения: 64
Регистриран на: Пон Дек 05, 2011 8:58 am

Re: Шахматният треньор

Мнениеот Masha » Сря Май 16, 2012 12:51 pm

Google:
треньор Младенов
Google:
Младенов ЦСКА
Masha
 
Мнения: 706
Регистриран на: Чет Дек 15, 2011 2:37 pm

Re: Шахматният треньор

Мнениеот Efreitor Petrov » Пон Юли 30, 2012 11:29 am

Властите в САЩ правят разлика между провеждането на тренировки и участието в турнири.

Люк ван Вели:
«… Их не будет беспокоить, если вы скажете, что будете играть в шахматном турнире, и у вас есть шанс выиграть деньги. Для шахматиста, заработок денег тренерской деятельностью сводится к тому же самому, но для властей это очень разные вещи. Они видят в тренировках работу, а в турнирах только игру».
www.megachess.net
Efreitor Petrov
 
Мнения: 2386
Регистриран на: Съб Дек 03, 2011 10:37 am

Re: Шахматният треньор

Мнениеот Efreitor Petrov » Чет Окт 04, 2012 7:01 pm

02.10.2012

Д-р Марк Лившиц
ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР – ЭТО ПРОФЕССИЯ

В 90-х годах прошлого столетия, когда на Землю обетованную приехали одновременно несколько сотен тысяч людей, даже охранником или дворником можно было устроиться исключительно по протекции. Чтобы удержаться на плаву, некоторые репатрианты, вытащив из чемоданов деревянных коней и слонов, объявили себя шахматными гуру и «сэнсэями». Имея весьма поверхностное представление о шахматной педагогике, они умудрились загубить немало талантливых ребятишек. Конечно, время расставило все по своим местам: кустари занялись другим ремеслом, а настоящие шахматные специалисты стали «выпекать» по своим фирменным рецептам чемпионов и медалистов.

Читателям «Вестей» будет интересно заглянуть в творческую кухню известного тренера Александра Михалевского, среди воспитанников которого – гроссмейстеры и мастера, победители и призеры международных соревнований, и еще несколько дюжин мальчишек и девчонок, заразившихся на всю жизнь «шахматной» бациллой.

– Саша, вы в Израиле уже больше 20 лет. Что вы оставили в Советской Белоруссии?

– Ничем не примечательная биография. Школа, служба в армии, затем математический факультет в гомельском университете. Высшее образование – это не более чем дань существовавшим тогда требованиям, своего рода обязательная программа. Окончив курс наук, запрятал диплом на дальней полочке в шкафу и начал трудиться в должности шахматного тренера. Вскорости мои ребята начали выигрывать республиканские чемпионаты в разных возрастных группах. Будущее выглядело абсолютно прозрачным и предсказуемым. А потом наступили другие времена, и в 1991 году я приехал в Израиль с родителями и младшим братом Виктором, с которым у нас солидная разница в 14 лет.

– Вы только тренировали или еще играли?

– Был кандидатом в мастера, призером чемпионата Белоруссии среди мужчин, чемпионом Вооруженных сил СССР среди юношей. Стать мастером тогда было практически нереально. Первый же выезд за пределы Израиля на международный турнир позволил не только перевыполнить норму международного мастера на три очка, но и заработать гроссмейстерский бал.

– И где был ваш первый дом на доисторической родине?

– Мы поселились в центре страны – в Ход-ха-Шароне, где нас приняли с удивительной доброжелательностью. Особенно в этом плане отличался проживающий там шахматный арбитр международной категории Ави Дорнер. Он всегда подвозил сам или находил попутную машину добраться до места проведения соревнований. Иногда партии заканчивались поздно, например, в час ночи, но Ави всегда терпеливо ожидал меня и брата, чтобы отвезти домой.

– О том, чтобы начать тренировать, не думали?

– Я тогда разговаривал на иврите преимущественно с помощью пальцев, но, несмотря на коммуникационную проблему, тель-авивский клуб «Бикурей ха-Итим» предложил собрать в его стенах всех моих бывших воспитанников, чтобы я мог продолжить занятия с ними. Причем всю финансовые нагрузку брал на себя клуб: ученикам – бесплатные уроки, а тренеру – зарплату. Не знаю, как сложилась бы моя жизнь дальше, останься я в центре страны, где ко мне относились исключительно доброжелательно, но вмешались бытовые проблемы. В сентябре 1991 года нам предложили в Беэр-Шеве социальное жилье – двойной «караван», и мы всей семьей отправились в столицу Негева. Параллельно главный человек в беэр-шевских шахматах Элиягу Левант предоставил работу в возглавляемом им городском клубе. Вот так начался новый этап в моей тренерской карьере, который приходилось совмещать с изучением языка. Впрочем, дети на занятиях благодушно смеялись над исковерканным ивритом своего наставника.

– Кто выделялся в первом наборе?

– Помимо брата, пиком дальнейшей карьеры которого стало участие в шахматных Олимпиадах 2006 и 2010 годов в составе сборной Израиля, еще был Дима Темкин, выигравший юниорский чемпионат Европы в 1997 году, а в 2001 – ставший гроссмейстером. Высшее шахматное звание покорилось и Илье Хмельникеру, который моложе, чем Виктор и Дима. Были еще несколько хороших девочек, например, Вика Закс, которая сделала ничью с Каспаровым в сеансе по Интернету, наделав этим много шума. Еще как минимум десять человек стали национальными или международными мастерами. Я проработал в беэр-шевском клубе 9 лет, и в принципе в этот период наши дети доминировали на всех чемпионатах Израиля – личных и командных.

В какой-то момент федерация предложила мне стать капитаном юношеской сборной страны и параллельно возглавить юниорскую комиссию. В 1999 году на чемпионатах Европы в возрастных категориях от 10 до 18 лет мы сыграли настолько хорошо, что во всех номинациях израильские участники попали в первую десятку.

– Кажется, это было в Греции?

– Да, земля Эллады к нам явно благоволила. Максим Родштейн (ныне игрок сборной Израиля) в группе до 10 лет занял второе место, после самого Сергея Карякина. В категории до 18 лет Женя Постный – ныне тоже игрок сборной Израиля – и Саша Кундин разделили второе-третье места, пропустив вперед только по дополнительным показателям нынешнего лидера азербайджанской сборной Теймура Раджабова. Леня Гержой – сейчас игрок сборной Канады – попал в десятку до 12 лет. Девочки тоже не подвели: в первой десятке финишировали Белла Атнилов (до 10 лет), Вика Закс (до 12) и Белла Игла (до 14).

– Если все так было хорошо, почему покинули Беэр-Шеву?

– В 2000 году у меня появились расхождения с Элиягу во взглядах, как работать с детьми. Да и наши взаимоотношения, как и оплата моего труда, оставляли желать лучшего.

К тому же я получил необычное предложение от Рами Пората из Реховота – тренировать шестерых его детей. Чтобы не тратить каждый день несколько часов на дорогу, пришлось перебраться поближе к новым подопечным.

– Я помню, у легендарного Элиягу Леванта были строгие принципы, что за беэр-шевский клуб во всех командах играют только свои воспитанники. Никаких варягов, никаких звезд или звездочек со стороны. После вашего ухода работа с детьми в Беэр-Шеве не пошла на убыль?

– Всегда есть талантливые дети. Просто для того, чтобы они росли, с ними надо правильно работать.

– Каковы особенности работы «семейного» тренера? Нетерпеливый папа не вмешивался в процесс?

– Он вмешивался во все, что только можно. Постоянно менял мнение, а излагая свои требования, говорил излишне эмоционально. Как профессиональный математик, Рами Порат сделал простой расчет, согласно которому каждый год каждый ребенок должен добавлять по сто единиц рейтинга, пока не выйдут на уровень Эло 2700-2800. Еще до переезда я ему объяснил, что эта нереальная задача. Чем выше рейтинг – тем тяжелее продвигаться дальше. И арифметика тут не подходит. Однако мои предостережения он не воспринимал, объясняя, что таких способных учеников, как его дети, земля еще не рожала. Действительно, работали мы много, и ребята продвигались достаточно быстро. Периодически работодатель успокаивался и уменьшал тренировочные нагрузки, но после короткой передышки, все возвращалось на круги своя. Несмотря на то, что папу периодически лихорадило, за пять лет ребята многому научились.

Тон в детском секстете задавал старший сын Шай, который став международным мастером начал подбираться к высшему шахматному званию. Позже его примеру последовал Идо. Дуди притормозил на звании национального мастера. Уже тогда с изюминкой проводила отдельные партии и старшая из девочек – Майя, которая на последней стамбульской Олимпиаде возглавляла женскую сборную Израиля.

– Вы трудились только семейным тренером?

– Где-то в 2002 году опытный организатор Алекс Фрадкин открыл в Реховоте при поддержке муниципалитета шахматную школу. В его послужном списке значился красноярский шахматный клуб, где за один присест садились за доски 300 человек. К этому клубу имели самое прямое отношение и двукратный чемпион СССР Лев Псахис, и игрок женской сборной Советского Союза Елена Ахмыловская. Конечно, в Израиле не те масштабы, да и не все сразу получалось у Алекса в организационном плане. Ему понадобились помощники, и я начал вести отдельные занятия. А когда Рами Порат пришел к выводу, что пришло время возвращать деньги, потраченные на шахматы, и открыл свой шахматный бизнес, где стали работать его подросшие дети, я полностью сконцентрировался на работе в школе. Вместе с новыми учениками прошел все уровни: сначала детско-юношеские лиги, а затем и взрослые, вплоть до лиги Арцит (национальной). При нашей школе много лет успешно функционирует «мастер-класс», заниматься в котором приезжают дети со всего Израиля. Сейчас к тренерскому коллективу присоединился мой брат, что позволило открыть своего рода «гроссмейстерский университет».

Конечно, у школы имеется ворох проблем: ведь выживали мы до сих пор только благодаря помощи городского отдела абсорбции. К сожалению, дальнейшее существование нашего детища находится под угрозой. Первого марта 2013 года школу могут снять с довольствия – закончились деньги, которые выделяло на наш проект министерство абсорбции. Интересно, что сейчас группа родителей объединилась в инициативную группу, чтобы придать шахматной школе официальный статус амуты – некоммерческой организации с собственным банковским счетом. Пока трудно сказать, насколько успешной окажется «революция» поневоле.

– Если нет денег, как вам удается вывозить учеников за рубеж?

– Не секрет, что вся финансовая нагрузка ложится на родителей. Мы с Алексом Фрадкиным стараемся найти более дешевые варианты участия учеников в престижных соревнованиях. После того как поездки на первенства Европы и мира в «четных» возрастах стали безумно дороги, нам пришла идея переключиться на чемпионаты мира и Европы среди школьников в нечетных возрастных группах. Первый же выезд в 2006 году оказался более чем удачным. Тогда чемпионом мира среди мальчиков не старше 11 лет стал Авиталь Бороховски, вторым до 15 лет финишировал Эйлон Накар. Не углубляясь подробно в историю, отмечу, что и этот год оказался урожайным. Саша Златин в соревнованиях мальчиков до 11 лет завоевал серебро, для чего ему пришлось в последнем туре обыграть будущего победителя из Азербайджана, который уже был чемпионом мира по четным возрастам до 8 и до 10 лет.

Воспитанники «мастер-класса» отличились в августе и на чемпионате Европы в «четных возрастах»: среди кадетов – до 16 лет– второе место занял Авиталь Бороховски, среди девочек не старше 8 лет третье место у Ронит Левитан.

Кстати, на сентябрьском конгрессе ФИДЕ Бороховскому и Накару были присвоены звания международных мастеров.

– Я знаю, что ваши лучшие ученики регулярно разбегаются по «богатым» клубам. Не обидно?

– Конечно, обидно и жалко. Но мы никогда не ставили перед учениками препятствий в плане перехода и отпускаем всех по-хорошему. Мы не можем предложить ничего, кроме тренировочного процесса. Как только ребята начинают показывать результаты – их начинают разбирать клубы, где есть деньги. Несколько лет назад мы предложили штатным сотрудникам федерации ознакомиться с опытом работы «мастер-класса», но получили отказ. Нам было сказано, что это – частная инициатива, которая никого не интересует.

– Но ведь в прошлом году в федерации власть полностью переменилась и у руля вроде бы стали более компетентные люди?

– Мы очень надеялись на нового председателя федерации Моше Слава, который в своей предвыборной программе много чего наобещал. После избрания он даже назначил нам встречу, на которую… не пришел.

– Может, это всего лишь недоразумение?

– Скорее, все-таки система. Меня очень беспокоит в Израиле отсутствие уважения к тренеру. Федерация с нами никогда не советуется при составлении календаря детских соревнований. Бывает, что ребят заставляют играть в турнирах, которые приносят не пользу, а вред. Или, например, федерация организовала чествование призеров чемпионата Европы, а меня на это мероприятие не пригласили. Но я все-таки приехал, потому что на этом настояли ученики. Во время небольшой пресс-конференции я пытался поделиться своими соображениями, но меня бесцеремонно перебили…

Вместо послесловия.

Вряд ли Александру Михалевскому суждено стать заслуженным тренером Израиля. И даже не потому, что не существует в нашей стране такого звания. Просто чтобы пробиться поближе к шахматному пирогу, от которого можно что-то отщипнуть, требуются исключительно личные связи или крепкие локти. И не более! А результаты работы, увы, особого значения не имеют...

www.e3e5.com
Efreitor Petrov
 
Мнения: 2386
Регистриран на: Съб Дек 03, 2011 10:37 am

Re: Шахматният треньор

Мнениеот Doctor Galevski » Сря Окт 24, 2012 2:30 pm

В кои столични училища ЦСКА има шахматни школи и кои треньори работят там?
Doctor Galevski
 
Мнения: 85
Регистриран на: Чет Дек 22, 2011 6:32 pm

Re: Шахматният треньор

Мнениеот Efreitor Petrov » Нед Ное 04, 2012 1:59 pm

Сергей ЯНОВСКИЙ: НАУЧИТЬ РЕБЯТ МЫСЛИТЬ

Заслуженный тренер России Сергей ЯНОВСКИЙ, старший тренер школы «Шахматные надежды России» ответил на вопросы Владимира БАРСКОГО.

– Работа школы «Шахматные надежды России» неразрывно связана с именем гроссмейстера, заслуженного тренера РСФСР Юрия Разуваева. Как начиналось ваше сотрудничество с Юрием Сергеевичем в рамках этого проекта?

– Первая сессия прошла летом 2007 года в подмосковном городе Дмитрове. Юрий Сергеевич хотел реализовать в этой школе свои тренерские мысли, представления о том, как должна строиться работа с юными шахматистами. У него ведь был колоссальный опыт работы в качестве ассистента шестого чемпиона мира в знаменитой школе Ботвинника. Разуваева очень огорчало всё возрастающее влияние компьютера на детей. Он понимал, что из повседневной практики вытесняются ценные наработки советской шахматной школы, которые позволяли ей долгие годы доминировать на международной арене. Чтобы не утратить окончательно эти знания, этот проверенный годами опыт, Юрий Сергеевич решил создать свою школу при помощи организации «Шахматные надежды России».
В рамках Российской шахматной федерации эту идею в тот момент реализовать было сложнее, поскольку работа со сборной страны была тогда ориентирована только на ближайшие результаты, а тут речь шла о работе на перспективу. Юрий Сергеевич пригласил меня на школу вторым тренером.

Планировалось, что ежегодно будут проходить 3-4 сессии, но из-за скудности финансирования, к сожалению, очень долго не удавалось этого добиться. «Шахматные надежды России» немного поддерживались РШФ, но финансовая помощь была недостаточной, поэтому проводились всего 1-2 сессии в год.
Ситуация кардинальным образом изменилась только в 2012 году благодаря поддержке такой крупной компании, как «Роснефть». Председатель Совета директоров ОАО «Роснефть» Александр Дмитриевич Некипелов – большой любитель шахмат, кандидат в мастера. К нему обратился Разуваев, и Некипелов нашел возможность помочь в восстановлении работы школы.

Юрий Сергеевич очень надеялся принять участие в весенней сессии школы, но, к сожалению, в марте его состояние ухудшилось, и в середине сбора пришло скорбное известие о его кончине…

– Сергей, к началу сотрудничества с Разуваевым вы были уже опытным тренером – со своими методиками, наработками. И всё же – что нового для себя вы узнали, поработав с Юрием Сергеевичем?

– Юрий Сергеевич очень сильно отличался от большинства тренеров, прежде всего, своими колоссальными, поистине энциклопедическими знаниями. Это был человек огромной культуры, который знал шахматы во всех аспектах. Он прекрасно знал историю шахмат, биографию всех выдающихся шахматистов, а с большинством из тех, кто жил во второй половине 20-го века, был хорошо знаком лично. Разуваев внес огромный вклад в развитие такого выдающегося чемпиона, как Анатолий Карпов. В 70-е годы он входил в тренерскую бригаду 12-го чемпиона мира, причем несколько лет играл в ней ключевую роль. Помощником Каспарова он не был, но много с ним контактировал, общался на шахматные темы. Их, как двух выдающихся интеллектуалов, связывали взаимное уважение и симпатия.
Огромная культура, энциклопедические знания делали каждую лекцию Разуваева настоящим событием. Он мог рассказать практически о любом дебютном варианте в историческом разрезе, объясняя, как развивались его стратегические идеи. Эта удивительная ретроспектива, с моей точки зрения, буквально на глазах повышала шахматную культуру слушателей. Юрий Сергеевич мог буквально несколькими штрихами нарисовать очень яркую картину, поэтому «коэффициент полезного действия» его лекций был огромен. Ребята впитывали информацию, как губки, и десятидневные сборы их буквально преображали, на порядок повышали их понимание шахмат. Он умел подобрать к каждому ученику персональный «ключик», понять сущность каждого человека, определить, чего именно ему не хватает для движения вперед.
Не будет преувеличением сказать, что на многих ребят работа с Разуваевым оказала очень серьезное, масштабное воздействие.

– Помимо лекций, проходили и практические занятия?

– Юрий Сергеевич, разбирая любой материал, умел формулировать вопросы таким образом, чтобы ученик мог себя выразить. Из ответов на поставленные вопросы Тренер черпал ценную информацию и мог поставить очень точный диагноз.

– Его сильной стороной был психологический подход к каждому?

– Безусловно. Второй момент, отличавший Юрия Сергеевича: он старался, прежде всего, научить ребят мыслить. Подходя к шахматам очень творчески и никогда не навязывая свою точку зрения, он к своим юным слушателям относился с большим уважением. В большинстве случаев, он обращался к ребятам на «Вы», и это тоже было одним из проявлений его настоящей интеллигентности. Он умел выслушать любого, даже совсем неискушенного шахматиста, и понять, в чем причины каких-то его заблуждений. В то же время, Разуваев всегда с удовольствием отмечал то правильное, что уже демонстрирует юный шахматист; любые «культурные всходы» он тщательно оберегал. Юрий Сергеевич был человеком очень ярким, очень компетентным; его ранний уход из жизни – большая потеря для российских и мировых шахмат…

– С самого начала была такая установка, что на школу приезжают ребята вместе со своими тренерами?

– Да. Работы только на школе (даже если сессии проводятся 3-4 раза в год), естественно, недостаточно для того, чтобы шахматист достиг серьезного прогресса. Необходима систематическая повседневная работа с тренерами в родном городе. Поэтому Разуваев считал одной из важных задач школы – повышение уровня шахматных педагогов. Он с горечью говорил о том, что разрушена стройная система подготовки тренеров, которая в советские годы позволяла нам занимать доминирующие позиции на международной арене. И очень надеялся, что общение региональных тренеров с лучшими российскими специалистами на школе поможет преодолеть некий «вакуум», возникший из-за того, что молодые способные педагоги нигде не могли повышать свою квалификацию.

– Каким был круг интересов Юрия Сергеевича?

– Он поднимал целый ряд вопросов, касающихся шахматной психологии. Рассказывал о том, как связано достижение высших результатов с общим гармоничным развитием личности. Разуваев всегда подчеркивал, что шахматисту очень помогают разнообразные знания, увлечения. Он стремился показать, что шахматы могут служить инструментом для развития гармоничной личности в целом.
Сам он очень хорошо знал мировую литературу, любил театр, был тонким ценителем музыки. Юрий Сергеевич был разносторонне образованным человеком, хорошо разбирался в вопросах психологии, много времени посвятил общим вопросам шахматной педагогики. При этом Разуваев был лично знаком с профессорами университетов многих стран мира – Германии, Венгрии, Америки, Украины и, конечно, России, переписывался с ними. Его отличал фундаментальный подход: он хотел перенести в вопрос обучения шахматам самые передовые знания мировой педагогической науки.
Были случаи, когда во время поездок в регионы, где Разуваев проводил какие-то школы (например, несколько лет назад он ездил в Ханты-Мансийск), он занимался с группой ребят несколько замедленного развития. Буквально через несколько занятий дети стали обгонять в школе своих сверстников, которые считались отличниками!
Юрий Сергеевич был не только шахматистом очень высокой квалификации, но и педагогом от Бога, он очень хорошо чувствовал своих учеников. Это, безусловно, помогало ему в работе с шахматистами высокой квалификации: Александрой Костенюк, ставшей 12-й чемпионкой мира, и Евгением Томашевским, который за несколько лет совместной работы существенно повысил свой уровень и вошел в мировую шахматную элиту.

– На школу приезжают дети разного возраста и разного шахматного уровня. Чем отличается подход к каждому из них?

– Задача школы – помочь совершенствованию самых разных шахматистов. Главное – чтобы они были по-настоящему увлечены шахматами и были нацелены не только на спортивные результаты, но и на эстетическое восприятие шахмат. Ощущали их красоту, стремились к познанию, углубленному изучению секретов шахматной игры. Разуваев всегда стремился к тому, чтобы на школу приезжали ребята доброжелательные и разносторонние.

Он считал обязательным наличие каких-то спортивных занятий. Шахматы – сложный вид деятельности, дающий большую нагрузку на нервную систему, но они должны приносить пользу и не мешать гармоничному развитию личности. Юрий Сергеевич стимулировал ребят, наряду с шахматами, серьезно заниматься спортом, а также всячески поощрял любознательность, различные полезные увлечения.

– Школа заработала на полную мощность только в 2012 году. Чего удалось добиться за такой сравнительно короткий период?

– На каждую сессию приезжало 25-27 детей плюс тренеры. Кто-то приезжал по несколько раз, частично состав менялся. Мне кажется, что сдвиги налицо. Приятно, что многие вопросы удалось поставить на достаточно серьезную основу. Например, реализовалась идея Юрия Сергеевича – мы подключили к работе весьма компетентного спортивного врача. Кандидат медицинских наук Николай Коротаев учит ребят очень полезным умениям, таким как самоконтроль, умение настраиваться на игру и снимать напряжение после партии, преодолевать стрессы. Каждому юному спортсмену Николай Александрович дает индивидуальные рекомендации, какие спортивные упражнения могут быть для него полезны. Он контролирует состояние здоровья детей, предупреждает о возможных проблемах, на которые ребенку стоит обратить внимание.

А в шахматном плане… Когда Юрий Сергеевич почувствовал, что его здоровье пошатнулось, то по его инициативе в школу был приглашен другой выдающийся тренер, которого я тоже знаю много лет – Марк Израилевич Дворецкий. Он не только замечательный педагог, но и автор большого количества книг, получивших всемирное признание. Дворецкий, как и Разуваев, был в свое время ассистентом в школе Ботвинника. В каких-то творческих деталях эти два очень ярких знатока шахмат могли расходиться, но в большинстве вопросов они единомышленники, поскольку оба посвятили свою жизнь изучению шахмат на очень глубоком уровне.

Марк Дворецкий – это самобытный специалист, создавший свою собственную систему подготовки к шахматным соревнованиям. Помимо прочего, он разработал и уникальную компьютерную тренировочную программу. Конечно, у него свои методы, но он, как и Разуваев, в какой-то мере является продолжателем того направления, которое в свое время было задано еще школой Ботвинника.

– Вам ведь когда-то самому довелось заниматься у Дворецкого и Разуваева?

– Да, я слушал их лекции, когда был еще учеником школы Василия Васильевича Смыслова, работавшей под эгидой студенческого общества «Буревестник». Юрий Сергеевич готовил тогда свою великолепную книгу об Акибе Рубинштейне. Эта книга обошла потом весь мир, и такие выдающиеся шахматисты, как Борис Гельфанд, признавались, что она оказалась для них откровением и сыграла важнейшую роль в их шахматном совершенствовании. Помню, Разуваев рассказывал нам о своих концепциях, изложенных в этой книге.
Тогда же я впервые услышал и Марка Дворецкого. Оба этих человека произвели на меня очень яркое впечатление, и я рад, что спустя много лет мне удалось поработать и с одним, и с другим. Считаю, что совместная работа заметно обогатила меня как специалиста, очень многое мне дала. Я чувствовал, насколько это для меня полезно, насколько расширяет мой кругозор, и также я получал огромное удовольствие от общения с людьми такой высокой культуры.
Хотел бы еще отметить, что к работе в школе «Шахматные надежды России» мы привлекли Александра Сергеевича Никитина, тоже выдающегося специалиста. Трудно как-то еще характеризовать человека, который привел к званию чемпиона мира Гарри Каспарова – одного из самых ярких шахматистов в истории. Александр Сергеевич прекрасно вписался в наш коллектив. В свое время он руководил школой в «Спартаке», среди учеников которой был, в частности, юный Юрий Дохоян – ныне тренер мужской сборной России (а перед этим он очень успешно возглавлял нашу женскую команду). Александр Сергеевич значительную часть времени посвятил работе с шахматистами самой высокой квалификации; со школьниками он тоже занимался, но все-таки для него это было чуть менее значимой частью его тренерской деятельности. Никитин был приглашен еще Юрием Сергеевичем, и он тоже прекрасно справляется со своей работой.

– Помимо сессий, проводились и другие мероприятия?

– Мы планируем расширять работу школы, чтобы к нашей системе подготовки приобщилось как можно больше талантливых ребят. С этой целью мы провели праздники шахмат в Санкт-Петербурге и в Саратове. Они сопровождались сеансами одновременной игры сильных гроссмейстеров. В Петербурге сеансы юным шахматистам давали Никита Витюгов и Сергей Иванов, в Саратове – Алексей Илюшин, Евгений Шапошников и победительница Высшей лиги 2012 года Баира Кованова.
Кроме того, сейчас мы проводим цикл соревнований, посвященных памяти Юрия Сергеевича Разуваева. В Саратове состоялся рапид-турнир; шахматный клуб был заполнен до отказа, в соревновании приняли участие свыше 80 детей. Если бы возможности клуба позволяли, то участников оказалось бы еще больше. Также во время октябрьской сессии мы провели два турнира среди учащихся нашей школы.


А третьим, самым значимым этапом Мемориала Разуваева стал матч между Яном Непомнящим и Дмитрием Андрейкиным. Эти два молодых российских гроссмейстера достигли уже значительных успехов: Андрейкин – чемпион России 2012 года и чемпион мира до 20 лет 2010 года, а Непомнящий в 2010 году сделал победный дубль, став и чемпионом России, и чемпионом Европы. Их поединок из шести партий проходит с классическим контролем. В последнее время матчей проводится очень мало. Соревнования претендентов в Казани в 2011 году показали, что отсутствие матчевого опыта очень сильно мешает молодым шахматистам. А ведь первенство мира по-прежнему разыгрывается в матче, и мне кажется, что этот опыт может оказаться очень ценным для Яна и Дмитрия. Надеюсь, что их противостояние привлечет внимание всех любителей шахмат.

– В заключение – пожалуйста, несколько слов о планах на следующий год.

– Мы надеемся продолжать работу школы, и рассчитываем, что у нас появится свой сайт. Хотелось бы открыть региональные отделения и помимо четырех сессий центральной школы проводить сессии и в регионах. Мы будем помогать региональным школам, направлять туда опытных специалистов.
Однако все эти планы упираются в стабильное финансирование. Мы очень надеемся, что обратившая внимание на шахматы компания «Роснефть» продолжит свое благородное начинание и будет поддерживать работу с молодыми шахматистами в рамках нашей школы. Но такие решения принимаются каждый раз только на один год вперед, поэтому мы пока можем только на это надеяться. О наших возможностях мы узнаем только в конце года, в декабре, когда происходит выделение финансирования.

www.chesspro.ru
Efreitor Petrov
 
Мнения: 2386
Регистриран на: Съб Дек 03, 2011 10:37 am

Re: Шахматният треньор

Мнениеот Efreitor Petrov » Сря Ное 07, 2012 2:47 pm

ДЕТИ КАПИТАНА БИТЕНСКОГО

Совсем недавно Игорь Битенский представлял нашу страну на юношеских чемпионатах мира и Европы по шахматам в качестве игрока. Прекрасно помню, как четырнадцать лет назад после очень неудачного старта в австрийском Муреке на континентальном первенстве в возрастной категории до 18 лет он не «рассыпался» и, проявив редкое самообладание, зацепился за первую десятку.

Крепкая нервная система и умение собраться в критический момент всегда были отличительной чертой международного мастера Битенского, которому в начале нынешнего года доверили руководство юношеской сборной Израиля. Даже удивительно, как в нашей шахматной федерации решились назначить на столь ответственную должность столь молодого человека. Недавно мне представился случай пообщаться с Игорем, который прочно и, кажется, надолго обосновался на капитанском мостике.

– Игорь, я знаю, что после окончания школы тебя призвали в армию. Что было после демобилизации?

– После завершения трехлетней службы в статусе «солдата-спортсмена» сосредоточился на учебе в Тель-авивском университете, где получил диплом психолога и начал работать по специальности. Тружусь в нескольких местах, занимая в каждом из них частичную ставку. В исследовательском институте провожу социологические интервью по методике фокус-групп с целью сбора и анализа информации. В управлении тюрем – ШАБАСЕ – тестирую кандидатов, желающих работать в этой структуре. В армии провожу персональный отбор новобранцев, желающих служить в техническом подразделении МАМРАМ. К сожалению, в шахматы играю не так уж часто, постоянно только в высшей лиге командного чемпионата Израиля, а в других соревнованиях – от случая к случаю.

–А как же тогда отборочный турнир, который ты выиграл в начале года в голландском Вейк-ан-Зее?

– Всегда хотел своими глазами увидеть этот легендарный фестиваль и при первой возможности исполнил давнишнюю мечту. Приятно, что удалось победить в «побочном» турнире, заработав единственную путевку в один из главных турниров 2013 года.

– Если все складывается так хорошо, к чему обуза в виде детских шахмат?

В шахматной федерации Израиля всю организационную работу по подготовке будущих Гельфандов осуществляет детско-юношеская комиссия. Больше всех хлопот выпадает на голову ее председателя, который занимается составлением календаря и организацией турниров, что отнимает массу времени, причем личного. Несмотря на всю значимость – этот труд не оплачивается. В столь неблагодарном кресле не засиживаются – на одном энтузиазме долго не протянешь. Кстати, и сейчас оно пустует. Мне повезло, что как капитан юношеской сборной я фокусируюсь только на ее проблемах.

– Стать «кэпом» захотел сам, или тебе «сверху» предложили? Наверняка были другие претенденты, да и твой предшественник вряд ли готовился к отставке?

– До меня сборную 12 лет возглавлял Марк Беркович. Он еще был в те времена, когда я сам считался юниором. Когда объявили официальный конкурс на вакансию капитана, я подал документы и, пройдя собеседование, был объявлен победителем. Не скрою, что как психологу мне интересно совместить профессиональные знания в этой области со своим шахматным опытом.

– Собираешься совершить революцию?

– Ранее существовала определенная система работы с кандидатами в сборную. Не буду утверждать категорично, но мне кажется, что многое из старых наработок ушло в небытие, и хотелось привнести свежую струю. Например, чемпионом Израиля я становился всего один раз, призером – практически всегда. Но даже будучи вторым-третьим в какой-то из возрастных категорий, я всегда получал вызов на тренировочные сборы. В те времена федерация что-то делала для достаточно широкого круга шахматистов. В последние годы все внимание уделялось только ограниченному кругу игроков.

– С чего ты начинал? С «переучета» дарований?

– Всегда существовали определенные критерии для попадания в сборную. Иногда это были какие-то замысловатые формулы, иногда на первый план выходили пробивные способности отдельных тренеров или даже родителей, но еще до того, как я получил новое назначение, восторжествовал спортивный принцип. В каждой возрастной группе требуется выйти на определенный рейтинг, а далее кандидатов разделяют на две группы: сильнейшие попадают в состав «алеф», менее квалифицированные – в состав «бэт». На данный момент в группе «алеф» находится семь человек. Три девочки – Марсель Эфроимски, Анастасия Вуллер и Ронит Левитан, и четыре мальчика – Авиталь Боруховски, Саар Дрори, Йотам Шохат и Алекс Златин. Всем им федерация ежемесячно оплачивает занятия с тренерами. Деньги на обучение сборников выделяет Йоэль Гева – владелец курсов по подготовке к психометрическим тестам для абитуриентов высших учебных заведений. Важно отметить, что какие-то отдельные неудачи не влияют на статус игрока. Из группы «алеф» или «бэт» можно вылететь только по итогам целого года, а не отдельно проваленного турнира. В юном возрасте рейтинг может «замерзнуть» или даже упасть, поэтому к талантам следует относиться с немалой долей терпения.

– Кто попадает под твою опеку?

– Все ребята в возрасте от 9 до 18 лет. Но вот на последнем чемпионате Европы Ронит Левитан завоевала бронзу в возрастной категории до 8 лет, и я понял, что возрастную планку нужно передвинуть еще ниже.

– А как же состав «бэт»? Им остается только облизываться, глядя на «передовиков»?

– Со всеми без исключения, в том числе и с этим резервом, в котором тридцать человек, проводятся тренировочные сборы. С начала года мы занимались централизованно четыре раза – в Рамат-Гане, Хайфе, Ашдоде и в одном из кибуцев на севере страны. Хотелось, конечно, больше, но все-таки снова все упирается в деньги. Занятия проводили наиболее опытные наставники и известные гроссмейстеры – Евгений Постный, Сергей Эренбург, Виталий Голод, Виктор Михалевский и Иона Косашвили. Кроме того, мы привлекали шахматистов, которые не так давно сами были членами юношеской сборной – международных мастеров Исраэля Каспи и Габи Лившица. Для ребят очень важно пообщаться напрямую со вчерашними юниорами, услышать практические советы и почувствовать, на какой уровень можно выйти, проявив настойчивость и трудолюбие.

Конечно, одни лекции вряд ли смогут сыграть решающую роль в становлении шахматиста. Поэтому мы стараемся научить самостоятельной работе. Не вызывает сомнений, что массовые сборы создают хороший микроклимат, сплачивают даже индивидуалистов в единый коллектив, ведь в таком возрасте не исключена опасность появления чувства зависти к более удачливым сверстникам. Благодаря совместному и далеко не праздному времяпровождению нам подобного явления удалось избежать. На последнем чемпионате Европы все болели за всех, что лишний раз подтвердило эффективность сборов.

– Как осуществляется контакт с персональными тренерами шахматистов? Неужели все так гладко и никто не обижается, что его воспитанника опекают «посторонние люди»?

– В начале года мы организовали тройственные встречи со всеми ребятами из состава «алеф» и их наставниками, на которых согласовали, что следует сделать для повышения мастерства. Плюс постоянные контакты с тренерами, особенно интенсивные перед выездом на заграничные турниры.

– На сборы приезжают все или кого-то «запирают» дома?

– Действительно, есть один очень талантливый ребенок, которого ни разу не отпустили на наши сборы. Так решил его тренер, кстати, международный мастер, который возможно считает, что коллективные занятия – потерянное время, а лекция, прочитанная гроссмейстером, может нанести вред ученику. Вопреки моим опасениям, этот ребенок продолжает расти в шахматном плане. Так что нет правила без исключений.

– Этого «прогульщика» как-то наказали?

– Конечно, нет. Участие в сборах не является обязательным условием для нахождения в составе сборной.

– На последнем чемпионате Европы твои подопечные завоевали две медали. Это много или мало?

– Всего в нашей делегации было 24 игрока, четыре тренера сборной – международные мастера Илья Ботвинник, Михаил Кленбург, мастер ФИДЕ Владислав Шкловский, я, и еще два персональных наставника. Серебряную медаль у мальчиков в возрастной группе до 16 лет получил Авиталь Боруховски, бронзовую у самых маленьких девочек – не старше 8 лет – заработала Ронит Левитан. Асаф Гивон выполнил норму международного мастера.

Да и чуть ли не все остальные ребята сыграли выше своих возможностей, хотя для некоторых это был первый опыт выступления за границей. По ходу соревнований сборная Израиля реально рассчитывала на большее количество наград, хотя пятое место в неофициальном командном зачете тоже неплохо. Конечно, с Россией, которую представляли человек девяносто, забравшие половину всех наград, нам тягаться невозможно. Там совсем другие деньги – в тренерской группе сплошные гроссмейстеры.

– В ноябре новое испытание – чемпионат мира в Словении. Кто поедет?

– За доской нашу страну будут представлять 13 человек. В бригаде тренеров помимо меня еще Илья Ботвинник и Нафтали Бен-Пинхас. С учетом отдаленной перспективы впервые везем трех мальчиков в возрастной группе до 8 лет. Из «ветеранов» рассчитываем на 17-летнюю Марсель Эфроимски, которая уже дважды становилась чемпионкой мира среди девочек – до 12 и до 14 лет.

Хочу напомнить, что был период, когда в каждой возрастной группе от Израиля играли по одному игроку. Затем началось паломничество – все, у кого были деньги, точнее, чьи родители могли оплатить поездку на чемпионат Европы или мира, автоматически становились членами сборной. При этом результаты, показанные на чемпионате Израиля, особой роли не играли. Делегация вырастала до 30 человек, что в принципе не страшно, если все едут за что-то бороться. Но четверть игроков попросту чувствовали себя туристами, для которых участие в чемпионате мира или Европы сродни поездке в Диснейленд. Естественно, что своим настроем они мешали тем, кто приезжал играть исключительно в шахматы.

– С курортниками покончено раз и навсегда?

– Мы поставили заградительные барьеры для желающих прогуляться под эгидой федерации. Отныне пропуском служит результат, показанный в национальном первенстве. Для шахматных туристов есть масса соревнований за границей, например, в Пардубице или Андорре, не столь значимых, как официальные чемпионаты, но более приспособленных для отдыха.

– Мне остается только пожелать успехов на нелегком воспитательском поприще Игорю Битенскому, а его подопечным много-много наград самого разного достоинства.

www.e3e5.com
Efreitor Petrov
 
Мнения: 2386
Регистриран на: Съб Дек 03, 2011 10:37 am

Следваща

Назад към Вашите въпроси

Кой е на линия

Потребители разглеждащи този форум: 0 регистрирани и 1 госта

cron