от Efreitor Petrov » Сря Окт 24, 2012 8:22 am
Шахматы
23 октября 2012
Ашот ВАРДАПЕТЯН: «Останавливать прогресс шахмат в Азербайджане не правильно»
В интервью ExtraTime.az вице-президент Федерации шахмат Армении отметил, что участие азербайджанских шахматистов на чемпионате Европы в Ереване может стать шагом к выступлению армян на бакинской Олимпиаде
Т.ТУШИЕВ (Эйлат)
Заместителем главного арбитра клубного чемпионата Европы в Эйлате, в котором победу, как известно, отпраздновал SOCAR Azerbaijan, являлся международный арбитр, вице-президент Федерации шахмат Армении Ашот Вардапетян. Учитывая, что к организации клубного чемпионата Европы, в частности, некоторым послаблениям в плане контроля за мобильными телефонами в сравнении со стамбульской Олимпиадой, а также некоторые другие нюансы, то беседа с заместителем главного арбитра оказалась крайне актуальной. Кроме этого не утихли еще страсти (а по мере приближения к сроку проведения они начнут возрастать) по поводу присуждения Азербайджану статуса страны-организатора Всемирной шахматной Олимпиады 2016 года. Так что выбор в качестве интервьюера оказался очевидным, да и Ашот Вардапетян охотно согласился побеседовать с корреспондентом ExtraTime.az.
- Какое впечатление произвел клубный чемпионат Европы?
- Общее впечатление, конечно же, хорошее. Федерация шахмат Израиля пыталась провести все на высшем уровне, правда, вначале были довольно таки серьезные проблемы, что в основном было связано с трансляцией партий по интернету. По словам президента Федерации шахмат Израиля Моше Слава, проблема заключалась в том, что компания DGT, которая осуществляла трансляцию клубного чемпионата Европы во всемирной паутине, не выполнила обязательства по контракту. В остальном же турнир оказался удачным, место выбрано прекрасное. К сожалению, в этом году в турнире приняло участие значительно меньше команд, почти в два раза и очень мало клубов выступило в женском турнире. В частности, женский розыгрыш Кубка впервые проходил по круговой системе.
Мне сложно судить о том, с чем это связано. Возможно, это связано с экономическим кризисом. Как известно, последнее время много клубов и Федераций имеют финансовые проблемы. С другой стороны Израиль далековато находится от Европы. В предыдущих розыгрышах клубного Кубка Европы много выступали любительские команды, вот они, скорее всего, по большей части и не приехали в Эйлат. Хотя ведущие европейские клубы приняли участие в турнире и если посмотреть состав участников, то в соревновании приняли участие около 30-ти шахматистов с рейтингом за 2700. За исключением тех шахматистов, которые выступали в финальном турнире Большого Шлема в Сан-Паулу и Бильбао, здесь выступило почти вся верхушка мирового рейтинга. Сам турнир оказался очень интересным и до последнего тура держал всех в напряжении.
- Как известно, вы также приняли участие на Всемирной шахматной Олимпиаде в Стамбуле. Можете сравнить организацию двух турниров?
- Это абсолютно разные турниры, в первую очередь, по масштабу. Все же Олимпиада это более грандиозное событие. В Стамбуле тоже было очень много хорошего, а также были и проблемы. Об этом много говорилось в СМИ и не хотелось бы сейчас повторяться. Самое главное, что турецкая Федерация пыталась сделать многое, чтобы провести турнир на высоком уровне. Возможно, у команд остался небольшой осадок после Олимпиады, связанный с гостиницами. Место было выбрано не очень удачное, вдали от центра города, рядом с аэропортом. Я участвовал на шахматной Олимпиаде в Стамбуле в 2000 году, который проводился в самом центре города. Правда, тогда была другая проблема – турнирный зал абсолютно не подходил для проведения Олимпиады. Сейчас же был прекрасный зал и условия для игры, но были проблемы с гостиницами и ценами на них. В принципе, мне кажется, что турецкая Федерация сделала очень многое, чтобы провести шахматную Олимпиаду на очень высоком уровне.
- Кстати, сравнивая два командных турнира, бросается в глаза два разных подхода относительно контроля за мобильными телефонами. Если турки очень тщательно следили за этим, то в Эйлате верили на слово, каких-то проверок не проводили. Или, к примеру, другой момент: шахматисты посещали туалет, куда имел доступ и любой зритель, что создавало благоприятные условия для читерства (использование компьютерных программ во время партии).
- Откровенно говоря, я бы не хотел раскрывать всех наших секретов. Просто хочу сказать, что здесь проводятся определенные мероприятия, чтобы контролировать все ти моменты. У нас есть люди, которые проверяют и место для курения и другие помещения. С другой стороны игровой зал в Эйлате значительно меньше, чем в Стамбуле и достаточно легко контролируется. Мы уверены, что никаких электронных подсказок во время клубного чемпионата Европы не было. Во всяком случае, мы не хотели нервировать игроков и показывать всю строгость нашего контроля. В Стамбуле принимались очень строгие меры, но все равно люди проносили в игровой зал мобильные телефоны. На шахматной Олимпиаде я не занимался судейской деятельностью, а входил в комиссию, которая занималась жеребьевкой и другой компьютерной работой, но, находясь в зале, я иногда замечал людей, у которых были мобильные средства связи. При этом, несмотря на мою высокую должность на Олимпиаде, мобильный телефон мне также не позволяли проносить.
Замечу, что принцип такого контроля заключается не в том, чтобы мобильных телефонов не было в игровом зале, а в том, чтобы они не были использованы в ущерб шахматам, и игра была честной. Так что не думаю, что в Стамбуле были какие-то не честные результаты. К примеру, на Олимпиаде в Ханты-Мансийске, где я был заместителем главного арбитра, были определенные случаи. Еще до того, как возникла французская проблема (французов в том числе и Себастьяна Феллера уличили в читерстве – использование компьютерных программ во время игры – Авт.), мы смогли установить несколько подобных подозрительных фактов. Ситуация с французскими шахматистами всплыла довольно неожиданно, что связано с тем, что там использовалась очень мудреная система, которую так просто и не разберешь. Именно после этого и были приняты такие строгие меры на шахматной Олимпиаде в Стамбуле. Мне кажется, что там удалось создать более надежную обстановку.
- В продолжении стамбульской тематики, нельзя не пройти мимо Конгресса ФИДЕ, в ходе которого было принято решение о проведении Всемирной шахматной Олимпиады 2016 года в Баку. По известным причинам армянская сторона выступила против проведения Олимпиады в Баку. Хотелось бы узнать ваше мнение по этому поводу?
- Мое отношение к этому двоякое. Однозначно считаю, что азербайджанская Федерация, конечно же, имеет право проводить шахматную Олимпиаду и все достижения азербайджанских шахмат за последние годы подтверждают это право. Великолепные результаты ведущих азербайджанских шахматистов, прекрасные результаты ваших шахматистов на юношеских соревнованиях и в целом большое развитие шахмат по всей стране – далеко не полный перечень достижений Азербайджана в этой области. Я лично знаком с несколькими директорами шахматных клубов в Азербайджане и мне известно, что там есть достойное финансирование. Очень часто азербайджанские делегации в большом составе едут на крупные соревнования. То есть останавливать прогресс шахмат в Азербайджане, конечно же, не правильно. Азербайджан, безусловно, заслужил право провести такое крупное мероприятие, как Всемирная шахматная Олимпиада. Более того, забегая вперед, отмечу, что бакинская Олимпиада пройдет на высочайшем уровне. Даже могу сказать, что уверен в этом.
Но с другой стороны между нашими странами есть известные разногласия, что и приводят к таким ситуациям, которые возникли на Конгрессе ФИДЕ в Стамбуле. Начиная с 1996 года в Армении неоднократно проводились крупные шахматные мероприятия, в том числе и шахматная Олимпиада, юношеские чемпионаты мира и Европы, в которых азербайджанские шахматисты ни разу не приняли участие. Несмотря на то, что армянская сторона была готова предоставить все гарантии безопасности. У азербайджанских и армянских шахматистов, а также шахматных деятелей есть хорошие контакты друг с другом и уверен, что все вопросы, в том числе и вопросы безопасности, могут решаться на нормальном уровне. Тем не менее, азербайджанская шахматная делегация ни разу не приезжала в Армению. Именно в связи с этим на Конгрессе и возник вопрос того, насколько реален приезд армянской делегации в Азербайджан.
Прежде всего, надо отметить, что до шахматной Олимпиады в Баку есть еще четыре года. Будем надеяться, что за это время многое чего между нашими странами наладится. Может быть, не наладятся полностью дружеские отношения, но деловые контакты будут возобновлены. К примеру, я в последний раз был в Баку в мае 1987 года, как руководитель делегации Еревана на чемпионате столиц Закавказья. Вот уже 25 лет не был в Баку, также как и мои коллеги из Азербайджана не были в Армении, несмотря на то, что в молодые годы у них были достаточно тесные отношения с нашими шахматистами. В то же время для меня было бы очень приятно, если азербайджанские шахматисты приняли участие в индивидуальном чемпионате Европы среди мужчин, который состоится в Ереване в 2014 году.
Тем более, что в Азербайджане помимо ведущих гроссмейстеров, которые известны во всем мире – Теймура Раджабова, Шахрияра Мамедъярова и Вугара Гашимова, есть не мало других талантливых шахматистов, которые стучаться в элиту. В частности, двое из них приняли участие в клубном чемпионате Европы. Если они не будут участвовать на континентальном первенстве 2014 года, то потеряют шанс попасть в следующий цикл отбора на чемпионат мира. Так что надеемся, что не только до 2016-го, но и до 2014 года будут налажены какие-то отношения и контакты, и мы сможем принять азербайджанских шахматистов у нас в Армении. Кстати, пользуясь случаем, хотелось бы пожелать здоровья и скорейшего выздоровления Вугару Гашимову. Это очень талантливый шахматист и мне будет очень жаль, если он будет долго отсутствовать в шахматах.
- Можно ли сказать, что на приезд армянских сборных на бакинскую шахматную Олимпиаду может повлиять участие или не участие азербайджанских шахматистов в ереванском чемпионате Европы 2014 года?
- Я не могу говорить о том, насколько это может повлиять, так как каждый день может случиться какая-то ситуация, которая может кардинально все изменить. В любом случае, надеюсь, что день ото дня отношения между двумя странами будут улучшаться и в конце концов найдется какой-то компромисс. Я сам не очень большой любитель политики, несмотря на то, что я хорошо в ней разбираюсь, не очень ее уважаю. Мне больше хотелось бы, чтобы у людей было бы больше человеческих контактов. Тем более, что девиз международной шахматной Федерации «Все мы одна семья» и лично я не хотел бы, чтобы эта семья раскалывалась из-за политических проблем. Поэтому я вообще не считаю, что участие азербайджанских шахматистов в ереванском континентальном первенстве 2014 года является предусловием для выступления армянских шахматистов на бакинской Олимпиаде. Я упоминал об индивидуальном чемпионате Европы 2014 года не с этой целью. Я являюсь вице-президентов Федерации шахмат Армении, но сейчас говорю не от имени Федерации, а высказываю свое личное мнение. Хочу заметить, что выступление азербайджанцев на ереванском чемпионате Европы – это был бы шаг, который может способствовать дальнейшему разрешению этого вопроса. Но опять же повторюсь, это никакое не предусловие. И еще раз повторюсь, мне было бы очень приятно видеть азербайджанскую делегацию в 2014 году в Ереване.
- На том же стамбульском Конгрессе глава ФИДЕ Кирсан Илюмжинов сообщил о том, что будет создана некая рабочая группа по участию армянских шахматистов в бакинской Олимпиаде. Были ли какие-то контакты по этому поводу?
- Опять же, до 2016 года еще много времени и, наверняка, ФИДЕ что-то предпримет в данном направлении. Но в настоящий момент, насколько мне известно, каких-то конкретных шагов по созданию рабочей группы пока сделано не было.
- В настоящее время, как в Азербайджане, так и в Армении есть два ярко выраженных лидера – соответственно Теймур Раджабов и Левон Аронян. На ваш взгляд, в обозримом будущем они смогут сыграть матч на звание чемпиона мира?
- Вопрос, конечно же, сложный. И Аронян и Раджабов являются в настоящее время одними из самых ведущих шахматистов планеты, которые по своему уровню превосходят большинство шахматистов, которые имеют рейтинг 2700 и выше. Кроме этого, явно видно, что оба шахматиста в настоящее время прогрессируют – растет рейтинг, уважение к ним со стороны шахматистов становится еще больше. Но не будем забывать, что у нас еще есть Магнус Карлсен, который в последнем турнире Большого Шлема подтвердил свое высокое реноме и еще раз доказав, что способен бороться за чемпионский титул. Так что претендентов на мировую шахматную корону много. Мне остается пожелать удачи и Ароняну и Раджабову в предстоящем лондонском турнире претендентов. Однозначно, что в этом цикле в финале они друг с другом не встретятся, так как еще необходимо выиграть действующего чемпиона мира Вишванатана Ананда. Если кому-то из них удастся это сделать, то уже в следующем цикле можно будет подумать о возможности такого матча (улыбается).